Знак скарабея у кошек

знак скарабея у курильского бобтейла

 

Вы замечали, практически у всех кошек на голове есть буквы M или W - это, так называемый, "знак скарабея". НО откуда он? Признак какой то особой породы? Какой то мистический знак, или просто генетичеcкая особенность ?

Если верить легенде, то самые первые кошки имеют свои корни от священных кошек Древнего Египта, считавшимися живым воплощением богини Бастет- Верховная богиня Древнего Египта. Богиня сияния и солнечного света. Любительница веселья, пения и танцев. Покровительница домашнего очага, любви, плодородия. Защитница от злых сил и болезней. 

 

Об этом свидетельствует сходство  первых домашних кошек с бронзовыми фигурками из Древнего Египта - монументально сидящих священных кошек, которые были изготовлены в натуральную величину.  У бронзовых фигурок священных кошек из Древнего Египта большие, широкие у основания уши, с длинными насечками от внутреннего края к внешнему (так обозначали "щётки" волос); большие глаза, которые часто инкрустированы камнями зелёного или жёлтого цвета; высокие конечности; достаточно длинный хвост обычно с семью круговыми насечками, указывающими на тёмные кольца. Обязательным атрибутом этих фигурок было ожерелье, которое часто покрывали золотом или позолотой. По всему телу нанесены мелкие-мелкие насечки (возможно мастера подчёркивали короткую длину шерсти или рисунок. Лоб украшался жуком скарабеем, причём его передние лапки располагались поднятыми вверх, что напоминает букву W. 

Как известно, в Древнем Египте кошек почитали, как священных животных. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса...
Первые письменные упоминания о кошках относятся к пятому веку до нашей эры, а автором этих упоминаний является древнегреческий историк Геродот (он вообще много о чем поведал миру). Геродот сообщает, что еще за три тысячи лет до нашей эры каждый египтянин держал в своем доме кошку
Даже смерть обычных домашних кошек сопровождалась священным ритуалом. Когда кошка умирала, ее мумифицировали. Мумии кошек заключали в золотые и серебряные саркофаги, инкрустированные драгоценными камнями. Во время археологических раскопок в городе Бени-Хасана было обнаружено целое кладбище кошек с захоронениями более 180 тысяч мумий кошек. Известно также, что хозяева в знак скорби по умершей кошке сбривали брови и носили многодневный траур.
Настоящая кошка Фараона, всегда имела пятнисто-полосатый окрас и отмечена знаком Скарабея.

Четыре котенка рядом с богиней Бастет символизируют – плодородие, процветание, потомство, любовь.

Одним из самых древнейших амулетов на нашей планете является жук-скарабей. Наиболее широко его магические свойства были известны в Древнем Египте, где жука считали помощником бога Солнца. Археологи до сих пор находят фрески, папирусы и другие изображения этого насекомого. Люди искренне верили, что талисман с жуком-скарабеем принесет в семью счастье и удачу. В чем его сила? Если  представить жука-скарабея, то у многих перед глазами возникнет картинка черного жука, катящего шарик. Особенность в том, что – жук всегда катает шарики только в одном направлении – с востока на запад. Кстати, этот шарик – ни что иное, как заготовка пищи на зиму.  Своеобразный маршрут насекомых заметили  египетские жрецы и сделали потрясающий вывод — жук-скарабей катает не просто шарик, а солнце, и служит самому Богу Хепри. Хепри — это утренняя ипостась солнечного бога в Древнем Египте. Жрецы считали, что жук повторяет циклический путь восхода и захода солнца. А это, в свою очередь, стало символом зарождения новой жизни. Это открытие сильно отразилось на мифологии египтян. Жук стал символом солнечного бога. Удивительно, но позже и само божество стали изображать в виде скарабея с человеческим туловищем. Жук-скарабей — символ, который оставил яркий отпечаток на мифологии Древнего Египта. Амулет с этим знаком считается одним из самых сильных в мире магии. Талисман способен поправить здоровье, привлечь богатство и удачу.

 

 Ученые до сих пор спорят, правильно ли называть божество именем Бастет («плачущая», «отдающая»). Составить точную расшифровку древнеегипетских иероглифов невозможно так же, как и определить, как они произносятся. Поэтому в ряде источников богиню именуют Баст. Обе версии имени считаются правильными и допустимыми. Реже встречается написание Убастет. Иногда небожительницу зовут Пушт или Пашт (Луна). Можно с довольно большой вероятностью предположить, что английское слово puss (кошка, киска) — заимствованное имя богини Баст или  Пушт, одного из воплощений египетской Исиды, и что мы, следовательно, произносим священное имя, называя нашу домашнюю кошку этим титулом.  Богиню Пушт называли многими именами. Греки взывали к ней как к Артемиде, римляне молились Диане, буддисты поклонялись Майе, скандинавы называли ее Фриггой, а христиане воздавали ей почести как Деве Марии. Но под каким бы именем она ни была известна, ее атрибуты остаются неизменными, везде и всегда она Божественная Мать, женская сущность божества  которая к тому же является матерью и дарует плодородие, несмотря на защиту и почитание целомудрия.

Как бы там не было в глубине веков, но похоже именно кошка спасла Великий Замысел....     

В ту холодную ночь, когда родился  Спаситель, кошка помогла Деве Марии успокоить и согреть Иисуса. Когда Мария положила младенца в ясли, он заплакал от холода.  На плач в пещеру вбежала кошка и легла рядом с младенцем, согревая его своим теплом, кошка лежала и мурчала ему свою колыбельную. Мария увидела это и погладила кошку, оставив на ее голове свою печать - М- МАРИЯ. Рассказывая об истории рождения Иисуса Христа в пещере, Евангелие двенадцати апостолов гласит: "И там в той же самой пещере были и бык, и лошадь, и осел, и овца, а под яслями лежала кошка с малыми котятами, и голуби... Он был рожден среди животных, которых Он, через избавление человека от невежества и эгоизма, освободил от их страданий, провозгласив сынами и дочерьми Бога".

Любовь Господа к животным, разделившим место Его рождения, превосходно изображено в следующей легенде:

«Иисус, проходя через какое-то селение, увидел толпу бездельников, они мучили попавшуюся им на глаза кошку, позорно обращаясь с ней. И Иисус повелел им прекратить и принялся увещевать их, но они не внимали Его словам и принялись поносить Его. Тогда Он сделал плеть из крученой веревки и разогнал их, говоря: «Эту землю, которую мой Отец-Творец создал для радости и веселья, вы превратили в низкий ад своими деяниями, полными насилия и жестокости». И они убежали от лица Его. Но один, самый мерзкий, вернулся и бросил Ему вызов. И Иисус простер вперед руку, и рука нападавшего на Него усохла, а на него самого напал великий страх; и сказали тогда, что Он чародей. А на следующий день мать юноши пришла к Иисусу, умоляя Его вылечить засохшую руку. И Иисус поведал им закон любви и единства всего живого в единой семье Бога. И сказал Он также: «Все то, что вы совершите по отношению к вашим братьям меньшим, то воздастся вам в будущей жизни». И юноша поверил и покаялся, и Иисус простер вперед свою руку, и иссохшая рука его стала такой же, как и другая. И люди восславили Бога, который даровал человеку такую силу».

 

Читая далее, мы снова находим, как Христос защищает несчастную кошку, облегчая одиночество ее и с любовью обеспечивая будущее ее.

«Иисус, войдя в какое-то селение, увидел молодую кошку, о которой некому было заботиться, она была голодна и запищала, увидев Его; и Он поднял ее и подсадил себе за пазуху, и она лежала у Него на груди. А когда Он пришел в селение, Он поставил перед ней еду и питье, и она ела и пила и всем своим видом показывала Ему благодарность. 

А некоторые из людей сказали: «Этот человек заботится обо всех существах… разве они Его братья и сестры, что Он должен любить их?» И Он сказал им: «Истинно, они ваши братья меньшие из великого Царства Божия; имеющие в себе тот же дух жизни в Вечности. И тот, кто заботится о самой малой из них,  делает это во имя Мое; и тот, кто намеренно оставляет страдать тех из них, кто нуждается в заботе, заставляет страдать и Меня; потому что все, что вы делаете в этой жизни, будет происходить с вами в будущей».

Легенды недаром насыщены чудесами, но в описываемые события мы верим без большого труда, и в их простом повествовании чувствуем дух правды.(The Cat in Magic and Myth written by M. Oldfield Howey)

Говорят, что отметка Божьей Матери спасла жизнь многим кошкам в период Средневековья. Великое истребление кошек, как назвал это явление историк Роберт Дарнтон, продолжалось с XIII по XVII век. Кошек уничтожали разными жестокими способами, например ошпаривали кипятком или сбрасывали с колоколен, жгли на кострах. Позднее это даже стало частью некоторых народных праздников. Но буква на мордочке кота говорила о том, что это потомок кошки, спасавшей младенца Иисуса Христа. Таких "меченых" кошек нельзя было убивать.

 

Это не совсем легенда, если воспринимать легенду, как историю о чем-то. Это скорее про любовь Пророка Мухаммеда к кошкам. Пророк Мухаммед относился к кошкам с большим трепетом. Он считал, что эти животные являются одними из самых умных и в них есть Божия благодать. Пророк запретил продавать кошек как товар, Проповедовал то, что плохое и тем более жестокое отношение к кошкам и другим животным (всему живому) считается большим грехом, а проявление милосердия ко всему живому - очищает от грехов...Наличие кошачьей шерсти на одежде или молельном коврике, как в доме, так и в мечети, не является «загрязнением» и нисколько не мешает молитве. Равно, как и вода для омовения, не считается испорченной, если из нее отпила кошка. Сам пророк Мухаммед говорил о таких случаях: «Кошки - чистые создания и ничего не загрязняют». В одном из хадисов рассказывается о том, как "женщина была введена в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания".
Предание гласит, что пророк Мухаммед во время похода на Ухуд, увидел, как кошка вскармливает маленьких котят, и чтобы воины не затоптали  пушистое семейство, приказал изменить маршрут движения солдат... На обратном пути он забрал с собой эту кошку и котят... Кошке было дано имя Muezza (Муэзза) и она долгие годы была его любимицей.  Пророк Мухаммед настолько любил кошку, что использовал воду, которую она пила, для того, чтобы совершать омовение перед молитвой. Он опекал ее, заботился о ней и не расставался  даже во время молитвы. Однажды он заметил, что кошка начинает мяукать, как только услышит призыв к молитве. Ее голос был созвучными с теми звуками, которые повторяются во время призыва. Пророк был уверен, что кошки также молятся о своих хозяевах и желают им только всего самого лучшего. После этого Пророк Мухаммед разрешил кошкам - единственным животным, входить в мечеть...Пока Пророк Мухаммед проводил свои проповеди, кошка Муэзза спала на его коленях.  Существует хадис о том, что Мухаммеду нужно было  уйти, а кошка уснула на рукаве халата, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить сон любимицы. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза.  Существует красивая легенда о том, как кошка спасла Пророка от укуса ядовитой змеи. Змея спряталась в рукаве халата Мухаммеда, и тот уже было собирался облачиться в одежду, но кошка была быстрее — она загрызла змею. Пророк погладил по спине отважную любимицу и после этого все кошки стали приземляться при падении с высоты на все 4 лапы...Пророк также благословил кошку, коснувшись ее лба, и с тех пор у кошки осталась отметина в виде четырех черных полосок — след от пальцев Мухаммеда...
 

 

А что же кошки? Почти все дикие кошки на сером или песочном фоне имеют охристо-коричневые пятна, полоски или разводы, которые позволяют оставаться незамеченными в густой листве деревьев и высокой траве. Этот окрас остался от дикого африканского предка как камуфляжная маскировка в траве. Тонкие линии на мордочке в подчеркивании выделенной с обоих сторон мышцей бровей придают контрастность. Эти черные линии служат для отпугивания противника при яростной атаке. Знак Скарабея, а также ожерелья на груди и лапах, это особенности рисунка кошек окраса  "ТЭББИ" (TABBY), что означает "полосатый" или "пестрый".  Научные исследования, проведенные в 2011 г., были посвящены изучению молекулярных основ гена окраса tabby. Локус, ответственный за окрас tabby и картированный на хромосоме 1В, был назван Taqpep. Результаты исследований позволяют предположить, что ген, контролирующий tabby, задействован в функционировании иммунной системы кошек :«Табби – не просто набор полосок и пятен, он играет более важную роль в организме кошек», утверждает Stephen O'Brien, ведущий автор данной работы

Классическим окрасом для курильского бобтейла, как аборигенной кошки,  считается "дикая" раскраска шерсти. Шубка при этом может быть как однотонной, черной, рыжей с белым, так и украшенной тэбби узорами — мраморным, пятнистым, тигровым. И непременным украшением будет священный "ЗНАК СКАРАБЕЯ" на голове кошки. 

28.01.2024